В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» в образовательных учреждениях вводится новая предметная область «Родной язык и родное литературное чтение на родном (русском) языке».

Внесенные изменения вызвали много вопросов у педагогов начальной школы: чем уроки русского родного языка отличаются от «просто» русского языка? как оценивать ответы обучающихся? откуда брать часы на введение нового предмета? какое домашнее задание предложить ученикам? где взять тексты для уроков литературного чтения на родном (русском) языке?

Для решения этих и других вопросов в Амурском районе была создана творческая группа учителей начальных классов «Тайны родного языка». Участники группы разработали план на 2019-2020 учебный год и стали подбирать необходимый материал. Было просмотрено множество вебинаров, изучено большое количество методической литературы, разработаны примерные рабочие программы. Вся информация систематически размещается на сайте МКУ ИМЦ г. Амурска imc27308.@mail.ru в разделе «Начальная школа» во вкладке «Тайны родного языка».

9 октября члены группы провели муниципальный семинар «Содержание курсов «Русский родной язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». Куксова Любовь Ивановна, учитель МБОУ СОШ № 2 г. Амурска, познакомила собравшихся с нормативно-правовой документацией по введению новых предметов.

Сравнительную характеристику программ русского родного языка и русского языка по УМК «Школа России»  представили Горбунова Светлана Викторовна, учитель МБОУ СОШ № 5 г. Амурска, и Проселкова Татьяна Николаевна, учитель МБОУ НОШ № 7 г. Амурска. Важнейшая задача курса "Русский родной язык" - приобщение школьников к фактам русской языковой истории, истории русского народа, формирование представлений о сходстве и различиях русского и других языков в контексте их богатства и своеобразия, национальных традиций и культур народов России. Кроме того, содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении. Оно опирается на основной курс - "Русский язык и литературное чтение" - сопровождает и поддерживает, но не дублирует его. Имеет преимущественно практико-ориентированный характер.

Козырь Елена Валерьевна, методист МКУ ИМЦ г. Амурска, познакомила с учебным пособием «Русский родной язык» для 1, 2, 3, 4 классов авторов О.М. Александровой, Л.А. Вербицкой, С.И. Богданова. Учебное пособие предназначено для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации. Работа с  пособием позволит расширить представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, развить познавательный интерес, любовь и уважительное отношение к русскому языку, а через него - к родной культуре. Особое внимание уделяется совершенствованию коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Методист предложила педагогам упражнения по осмыслению фразеологизмов, по предупреждению ошибок в произношении слов в речи, по использованию словарной статьи учебного пособия для определения разных способов толкования слов.

Переходя к вопросу, связанному с учебным предметом «Родная литература», Романенко Ольга Александровна, учитель МБОУ СОШ № 5 г. Амурск,а и Бурим Наталья Викторовна, учитель МБОУ СОШ № 2 г. Амурска, вынуждены констатировать, что примерная программа и учебные пособия по этому предмету на данный момент отсутствует. Школам предложено "выплывать" своими силами. Достижение предметных результатов области «Родной язык и литературное чтение» осуществляется в рамках предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», так как обозначенные в ФГОС НОО планируемые результаты данных областей совпадают. Изучение предмета обеспечивает:

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Ольга Александровна и Наталья Викторовна разработали примерную программу по литературному чтению на родном (русском) языке и разместили на сайте imc27308.@mail.ru в разделе «Начальная школа» во вкладке «Тайны родного языка».

Ясько Ирина Юрьевна, учитель МБОУ СОШ № 5 г. Амурска, Никифорова Ирина Александровна, учитель МБОУ СОШ № 3 г. Амурска, Куксова Любовь Ивановна,  учитель МБОУ СОШ № 2 г. Амурска, провели для коллег мастер-класс по теме «Использование активных форм работы на уроках русского родного языка и литературного чтения на родном (русском) языке» (из опыта работы).

В заключение встречи участники мероприятия озвучили слово, которое ассоциируется у них с содержанием семинара: «Плодотворно», «Радость», «Познание», «Отлично», «Интересно», «Погружение», «Озарение».

В январе 2020 года члены творческой группы планируют пригласить учителей района на мастер-классы по апробации и реализации программы по новому предмету.

МКУ ИМЦ благодарит администрацию МБОУ СОШ № 5 г. Амурска за предоставленную возможность проведения семинара на базе учреждения.

0

Автор публикации

не в сети 20 часов

Главный Редактор

0
Комментарии: 0Публикации: 127Регистрация: 20-12-2017
0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий