30 ноября 2019 года в МБОУ НОШ № 7 г. Амурска прошла стажировка для учителей начальных классов сельских школ и молодых специалистов городских образовательных учреждений по теме «Формирование навыка смыслового чтения». Над данной темой педагогический коллектив МБОУ НОШ № 7 работал два года, обобщил опыт и распространил среди коллег городских школ, создал методическое пособие, состоящее из двух частей.

На стажировке присутствовало 32 педагога. Удовлетворенность мероприятием составила 100%.

Хозяева учреждения провели познавательные мастер-классы.

Маринченко Татьяна Дмитриевна продемонстрировала на примере стихотворения Сергея Есенина «Белая береза», как на  этапе первичного восприятия произведения можно развивать выразительное чтение обучающихся.

Проселкова Татьяна Николаевна начинает формировать навыки смыслового чтения младших школьников в период обучения грамоте. Для этого она использует приемы игрового сопровождения:

  • чтение с хлопками;
  • чтение текста с прикрытой нижней половиной каждой строки;
  • чтение слов с повтором;
  • выбрасывание кулачков;
  • чтение с выделением ключевого по смыслу слова;
  • чтение «половины» каждого слова;
  • чтение текста с добавлением слов;
  • чтение с заменой некоторых слов или словосочетаний исходного текста на синонимичные конструкции (работа с контекстуальными синонимами).

Бессмертное высказывание Конфуция гласит «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». На практике приглашенные апробировали игровые приемы на текстах по литературному чтению для 1 класса.

Артемова Ольга Викторовна познакомила с приемом «Перепутанный текст», который помогает овладеть законами речемыслительной деятельности, пониманием литературного текста, открывает законы творчества и авторства. Учитель подбирает изученные тексты на протяжении всей начальной школы. Составляется один текст из двух. Дети должны понять, к какому жанру относится абзац или фраза.

По душе пришелся Ольге Викторовне прием «Ассоциативный куст», который она часто использует на уроках литературного чтения в 4 классе. Он помогает сформировать умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе. Учитель даёт ключевое слово, название текста или фамилию автора. Ученик записывает вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, стимулировать познавательную активность обучающихся и мотивировать на дальнейшую работу. Данный приём используется на этапе актуализации знаний, углубленной работы над пониманием текста, обобщения знаний. Его можно применять на уроках русского языка, математики, окружающего мира, ОРКСЭ, технологии, изобразительного искусства.

Куцая Ольга Владимировна считает, что «Разрезанный текст» помогает максимально точно и полно восстановить содержание текста и запомнить его. Этот прием формирует интерес к произведению, развивает навык чтения, углубляет понимание и облегчает последующее запоминание материала, развивает воображение школьника, чувство эстетического переживания прочитанного, снимает эмоциональное напряжение и тревожность перед чтением объемного текста.

Павельчук Ирина Евгеньевна продемонстрировала, как можно  создавать тест по тексту изученного произведения совместно с обучающимися. Чаще всего тесты составляет учитель, но никогда ученик в такую работу не погружается. Ирина Евгеньевна предлагаем учащимся самим создавать тесты. Такой вид деятельности даёт возможность ее воспитанникам понять, что такое тест. Работа эта не проста, т. к. требует огромного мыслительного напряжения, но интересна и увлекательна. Её можно применять на этапе обобщения темы, для самостоятельной работы, как дифференцированное задание для способных и высокомотивированных обучающихся.

Кузовкина Елена Борисовна провела подвижную физминутку. На стенах кабинета на разном уровне были развешаны листочки со слогами двух цветов. Все играющие разделились на две команды: Оранжевые и Желтые (по цвету листов). На скорость учителя собрали слоги и сложили  из них пословицу. Победу одержала команда Жёлтых.

Далее Елена Борисовна рассказала коллегам о том, что проектная задача  –  это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи ученикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексия;

- целеполагание;

- планирование;

- моделирование;

- инициативность;

- коммуникабельность.

Педагог предложила коллегам создать книжку-самоделку «Виктор Драгунский – детский писатель». Работа оказалась захватывающей и познавательной.

В заключение мероприятия Козырь Елена Валерьевна, методист МКУ ИМЦ г. Амурска, пригласила участников стажировки в «Ресторан» для подведения итогов. На доске красовался  повар с двумя кастрюлями: пустой и полной. Собравшиеся писали на стикерах,  какого материала было достаточно, а о чем они хотели бы еще узнать и крепили к соответствующей кастрюле.  Практически все педагоги «насытились» проведенными мастер-классами, поблагодарили организаторов за ценную и актуальную информацию.

Методические рекомендации по формированию навыка смыслового чтения размещены на сайте imc27308@mail.ru в разделе «Начальная школа» во вкладке «Методическая копилка».

0

Автор публикации

не в сети 20 часов

Главный Редактор

0
Комментарии: 0Публикации: 127Регистрация: 20-12-2017
0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий