,

Семинар-практикум для учителей начальных классов по теме «Обобщение опыта работы как элемент совершенствования педагогического мастерства»

30 ноября 2021 г. на базе МБОУ СОШ № 5 г. Амурска состоялся семинар-практикум для учителей начальных классов по теме «Обобщение опыта работы как элемент совершенствования педагогического мастерства». О целостном описании опыта инновационной педагогической деятельности для внесения в районную базу данных и структуре методической разработки рассказала Козырь Елена Валерьевна, методист МКУ ИМЦ г. Амурска.

Салова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 г. Амурска, представила инновационный опыт работы по теме «Формирование читательской компетентности обучающихся через использование стратегий смыслового чтения в урочной и внеурочной деятельности по литературе». Татьяна Владимировна рассказала коллегам о главной идее опыта, показала его новизну, ценность, практическое применение, результативность. Благодаря инновационному опыту, педагог имеет возможность получить квалификационную категорию, стать активным участником педагогических конкурсов, поднять самооценку, повысить уровень профессионального мастерства.

Овчинникова Ирина Дмитриевна, учитель физической культуры МБОУ НОШ № 7 г. Амурска, продемонстрировала методическую разработку по теме «Развитие двигательно-координационных способностей обучающихся младших классов через применение упражнений на скоростной (координационной) лестнице». В наше время наблюдается тенденция снижения двигательной активности детей. Это влияет на их здоровье, умственную работоспособность. Ирина Дмитриевна считает, что необходимо обучать ребят быстроте реакции, находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений. Чудо-лестница, изготовленная собственноручно, дает возможность развивать двигательно-координационные способностей обучающихся.

В течение семинара педагоги выполняли практическую работу:

  • при помощи опорной схемы формулировали методическую тему, ставили цель;
  • выстраивали структуру опыта инновационной педагогической деятельности и методической разработки в виде сравнительной таблицы.

Рефлексия показала, что мероприятие побудило педагогов к описанию собственного педагогического опыта, к оформлению методических разработок. Удовлетворенность мероприятием составила 100%.

 Муниципальное казенное учреждение информационно-методический центр г. Амурска выражает благодарность администрации МБОУ СОШ № 5 г. Амурска за обеспечение комфортных условий для проведения семинара, благодарит педагогов за продуктивную работу!

 

Материалы семинара-практикума

 

Ответы на вопросы

 

Личный опыт или опыт образовательных организаций вносится в районную базу данных?

В районную базу данных вносится как инновационный опыт лучших педагогов, так и опыт образовательных организаций.

 

Что такое актуальность?

Актуальность – социально-педагогическая значимость опыта для педагогической практики, соответствие потребностям образовательной организации, социальному заказу, региональной и федеральной образовательной политике, тенденциям общественного развития.

Актуальность – важность, значимость заявленной темы для настоящего момента, соответствие запросам современности, злободневность.

Пример

Тема «Формирование читательской компетентности обучающихся через использование стратегий смыслового чтения в урочной и внеурочной деятельности по литературе»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования и Концепция преподавания литературы определяют, что изучение литературы в основной школе должно быть направлено на воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, владеющим процедурами смыслового и эстетического анализа текста [7]. Таким образом, из многих задач, стоящих перед любым учителем словесности, выделяется основная – формирование социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает не только обучающемуся, но и выпускнику средней школы знания и навыки, помогающие адаптироваться в современном многообразном и подвижном информационном поле.

  Основа читательской грамотности – навык смыслового чтения.   И хотя он важен во всех без исключения школьных дисциплинах, на уроках литературы учитель должен формировать и развивать его иначе в силу специфики литературы как особого вида искусства. Основная цель научных книг – обучать читателей, предназначение художественных – дарить наслаждение, создавать настроение. Если при чтении научных книг преобладает мыслительная деятельность, то при чтении художественной – воображение. Кроме того, в художественной литературе много скрытого смысла, того, что остается «между строк». Каждое произведение уникально, потому что каждый жанр имеет свои особенности, и каждый автор создает свой текст своими уникальными средствами. Поэтому трудно вывести общие правила чтения художественной литературы.

 

Что такое новизна?

Новизна:

– усовершенствование, рационализация отдельных сторон педагогической деятельности;

– комбинация элементов известных методик;

– эвристика – разработка новых средств и правил их применения;

– открытие – постановка и решение новых педагогических задач.

Уровни новизны инновационного педагогического опыта: 

уровень преобразования, характеризуемый принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области;

уровень дополнения – открытие новых граней уже известных теоретических и практических положений в области обучения и воспитания;

уровень конкретизации – уточнение, конкретизация отдельных теоретических и практических положений, касающихся обучения, воспитания, методики преподавания и т.д.

Пример

Тема «Формирование читательской компетентности обучающихся через использование стратегий смыслового чтения в урочной и внеурочной деятельности по литературе»

Неизбежно встал вопрос выбора приемов обучения, которые позволили бы так организовать процесс обучения смысловому чтению, чтобы учащиеся развивали способность понимать литературные художественные произведения, формировали умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Проанализировав научную и методическую литературу, посвященную смысловому чтению, можно прийти к выводу, что в современной педагогической теории и практике существует противоречие между требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблем формирования и развития читательской компетентности, и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по смысловому чтению (в том числе художественных текстов) для средней и старшей школы. Таким образом, применение представленных приемов стратегий смыслового чтения обеспечит комплексный подход в организации процесса обучения обучающихся смысловому чтению в урочной и внеурочной деятельности по литературе.

0

Автор публикации

не в сети 1 день

Главный Редактор

0
Комментарии: 1Публикации: 452Регистрация: 20-12-2017
0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.